Санкт-Петербург, Тольятти
Тел.: (812) 9865178, 9840619
8-800-700-06-19
для звонков из регионов РФ (бесплатно)

Обтекатель позволяет экономить не менее 10% топлива

25.08.2009

 

Обтекатель позволяет экономить не менее 10% топлива

Статья из журнала «За рулем» выпуск №9 за 2002 год

РОГАТЫМ - ПАНАМУ И КЕПКУ

                        ОБТЕКАТЕЛЬ УМЕРЯЕТ АППЕТИТ

ТЕКСТ, ФОТО / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ
            На кабинах "дальнобойщиков" часто можно видеть драгфойлеры - обтекатели, снижающие лобовое сопротивление громадной фуры. Их эффективность на высоких крейсерских скоростях проверена. Однако в продаже все чаще встречаются обтекатели для малотоннажных грузовиков класса "Газели" или "Бычка". Насколько полезны они? Проверим...
            "ГАЗЕЛЬ" В ПАНАМКЕ
            Для испытаний мы взяли "Газель" ГАЗ-3302 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-406 в исправном состоянии, с пробегом 25 тыс. км. На шасси установлен довольно тяжелый фургон - снаряженная масса автомобиля составила 2750 кг. Комплекс измерительной аппаратуры, два испытателя и груз увеличили ее до 2950 кг. Именно в таком виде "Газель" прошла первую фазу измерений. Затем настал черед груза - из фургона извлекли обтекатель нижегородской фирмы "Пласт".
            Установка обтекателя заняла полчаса и трудностей не вызвала: верхняя часть притягивается шестью винтами к водосточным желобам, затем к ней и к кабине крепятся два боковых дефлектора. Кстати, именно из-за боковых "ушей" мы выбрали этот образец - наиболее полная конфигурация обтекателя обещала самые лучшие результаты. Теперь опять на динамометрическую дорогу. Первый заезд в "панамке", другой, третий... Результаты оказались не просто положительными - ошеломляющими!
            Один из основных динамических показателей автомобиля - время разгона до 100 км/ч. Без обтекателя "Газель" разгонялась целую минуту (точнее, 59,9 с) - оно и понятно: последние километры перед максимальными 105,5 км/ч давались нелегко. Многие водители "Газелей" наверняка скажут, что загоняли стрелку спидометра куда дальше - разочаруем их, оптимистичный прибор привирает аж на целых 9%. Мы же говорим о точных значениях скорости, зафиксированных комплексом "Корсис". А что же с обтекателем? Поначалу преимущество едва заметно - отметка 60 км/ч пройдена лишь на 0,7 с быстрее. Но дальше разрыв начал стремительно нарастать: 80 км/ч достигнуты уже на 3,4 с быстрее, а 100 км/ч - на 14,1 с. Выигрыш составил 23%!
            Разгоняясь все быстрее, машина достигла 113,0 км/ч, повысив свою максимальную скорость на 7%. Отметим, что в обоих случаях она была достигнута на IV передаче. Чтобы оценить такое увеличение "максималки", отметим, что без улучшения аэродинамики для этого пришлось бы увеличить мощность двигателя на немалые 22%. Еще один красноречивый показатель - выбег: расстояние, которое успевает прокатиться автомобиль, пока его скорость падает со 100 до 50 км/ч. В нашем случае оно увеличилось на 20%.
Точные цифры подтверждаются субъективными ощущениями: машина добавила в динамике, реже приходится переключать передачи, энергичнее стали обгоны. Их имитировали упражнением "эластичность" - разгон на IV передаче от 60 до 100 км/ч. Без обтекателя "Газель" набирала "сотню" за 47,1 с, а с обтекателем за 33,9 с - улучшение на 28%! Ростом динамических показателей плюсы не ограничиваются. Следствие хорошей обтекаемости - выигрыш в топливной экономичности.
            Расходы топлива замеряли на самой экономичной V передаче при фиксированных, строго выдерживаемых скоростях в четырех заездах - по два в каждую сторону, чтобы исключить влияние ветра. При скорости 60 км/ч - предельном значении для города - расход бензина на 100 км составил 11,1 л в первом случае и 10,3 л - во втором. Разница - всего 0,8 л или 7%. При 90 км/ч - допустимой скорости за городом - соответственно 17,6 и 15,9 л/100 км. Расход уменьшился на 2,6 л или 15%.
            Скорость 100 км/ч - фактически предельная для машины без обтекателя на V передаче: педаль газа приходится буквально втаптывать в пол. Отсюда и расход: 25,4 л/100 км. С обтекателем двигатель насиловать не приходится, под педалью еще есть запас и расход падает до вполне разумных 17,7 л - на 7,7 л, а это 30% экономии!
            Однако приведенные результаты получены, что называется, в ходе "академических" упражнений. В реальной поездке машине приходится разгоняться и тормозить, ползти по запруженным улицам, стоять в пробках. Именно такой эксплуатационный режим мы и воспроизвели - 300-километровый маршрут по Подмосковью, окраинам и центру Москвы. Сначала прошли его без обтекателя с результатом 14,4 л/100 км, а затем с обтекателем, израсходовав уже 12,9 л. Разница составила 1,5 л или 10%!
            А теперь умножим эти полтора литра на цену "девяносто второго", которая так некстати подскочила. Получается, что на протяжении каждых 100 км экономится около 14 рублей. Обтекатель от "Пласта" стоимостью 2650 руб. окупится менее чем за 20 тыс. км. А дальше каждые 50 тыс. км - примерно столько проходит в год интенсивно работающая машина - владелец будет сберегать 7000 руб.
                                   "БЫЧОК" В КЕПКЕ
            В отличие от "Газелевской" панамки, "Бычку" досталась полноценная кепка - даже с козырьком. Две серии измерений также продемонстрировали положительный эффект этого сооружения, хотя и не столь разительный, как в предыдущем случае. Вероятно, дело в худшей исходной аэродинамике автомобиля и неоптимальной форме обтекателя.
            Разгон до 60 км/ч улучшился едва - всего на 0,4 с. А вот к 90 км/ч выигрыш составил уже 7,1 с или 15%. Максимальная скорость почти не изменилась - соответственно 99,1 и 101,6 км/ч на V передаче. Однако сравнивать эти значения нельзя, поскольку во втором случае сработал ограничитель оборотов, не позволив двигателю раскрутиться выше предельных 2450 об/мин. Лучше стала эластичность - разгон от 40 до 80 км/ч на IV передаче сократился на 2,5 с или 11%. Ровно настолько же в процентном отношении возрос и выбег (правда, его пришлось замерять с 90 км/ч).
            Улучшение топливной экономичности на фиксированных скоростях в диапазоне 50-90 км/ч весьма стабильно и колеблется в районе 8-9%. При моделировании ездовых циклов разница составила уже 6,6% для загородного и 4,7% для городского. При равном соотношении пробегов по шоссе и городу на каждой сотне километров будет экономиться 0,9 л дизтоплива или около 6 рублей. Наш обтекатель для "Бычка" обошелся в 3000 целковых и окупится за 50 тыс. км. Конечно, в зависимости от режима эксплуатации цифры могут колебаться в ту или иную сторону, но в любом случае сальдо будет положительным - панамка и кепка имеют право на жизнь.